Центр правовой помощи "СТОЛИЦА"
Перейти к контенту

Главное меню:

Юридическая помощь
 

Юридическая консультация и административный порядок


В предыдущих статьях мы рассказали о том, что такое юридическая консультация, какие виды консультаций бывают, а также о том, что такое претензионный порядок. В данной статье мы расскажем про административный порядок урегулирования конфликта.
 

1. Юридическая консультация об определении необходимости административного порядка.
 
Решение проблемы в претензионном порядке не всегда приносит результат и приходится прибегать к административному или судебному способу урегулирования. Согласно законодательству России, каждый житель России может подать документы в суд, минуя стадию обращения в государственные органы.  Далее мы рассмотрим ситуации, когда защиту своих прав целесообразнее начать с административного порядка.
Прежде чем рассматривать вопрос об обращении во властные структуры, особо обратим внимание на фактор исковой давности.  Существуют ситуации, при которых обращаться в государственные органы является нецелесообразным, так как в период рассмотрения жалобы может быть пропущен срок исковой давности для обращения в суд. Самой распространённой ошибкой является обращение в трудовую инспекцию в случае увольнения и желания работника восстановиться в должности.  Срок исковой давности, в данной ситуации, начинает исчисляться с момента ознакомления работника с приказом об увольнении и есть всего три месяца чтобы подать иск. Вместо этого, граждане направляют жалобы в госорганы, пропуская срок исковой давности и лишая себя права на судебную защиту. Юридическая консультация поможет вам определить целесообразность и необходимость административного порядка.
__________________
 
Обращаясь в государственные органы не забывайте про исковую давность.
__________________
 
Применение административного порядка решения спора допустимо не во всех спорах, так как не все конфликты могут быть разрешены привлечением к ответственности или путём официальных разъяснений. Например, к нам обратился клиент, который хотел произвести раздел земли и раздел дома. В процессе консультации было установлено, что у клиента имеет место спор с соседом, так как, по его мнению, тот захватил часть его участка. С позиции целесообразности, прибегать к вопросу раздела имущества в административном порядке не имело смысла, так как юридически зафиксировать раздел недвижимости можно только сделкой или судебным решением. Но вопрос о границах земельного участка мог быть решён в административном порядке через привлечение виновного за захват земли.  В результате была проведена двойная юридическая консультация по судебному процессу и по вопросу привлечения к административной ответственности.

 

2.  Юридическая консультация о правах граждан в административном порядке.
 
Конституция и Закон «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» предусматривают право россиян обращаться в государственные органы, при этом обращения могут быть как индивидуальными, так и коллективными.  Во время обращения граждане имеют право предъявлять документы и изучать документы, относящиеся к проблеме. Исключение составляют документы, затрагивающие права других граждан или содержащие коммерческую или государственную тайну.
Поподробнее остановимся на праве граждан на обжалование решений, действий или бездействий государственных органов. Подать претензионное письмо или жалобу можно как в вышестоящему должностному лица или в вышестоящую организацию.  Также можно обратиться с заявлением в суд. Особо обратим внимание, срок обжалования в суде действий госорганов составляет три месяца с момента, когда стало известно о совершении ими обжалуемого действия или вынесения соответствующего акта. Пропуск срока обжалования приведёт к отказу в рассмотрении жалобы в суде.
__________________
 
Мы не рекомендуем обжаловать решения госорганов в вышестоящие организации, а сразу подавать заявление в суд.
__________________
 

3.  Юридическая консультация про способы обращений в административном порядке.
 
Российское законодательство предусматривает как устный, так и письменный способ обращения к государственным органам. Давайте рассмотрим плюсы и минусы каждого способа.
 

3.1.  Устное обращение в государственные органы.
Порядок обращение к государственному или муниципальному аппарату предусматривает личный приём чиновником гражданина.  При обращении госслужащий должен завести карточку обращения и зафиксировать в ней суть обращения, описать проблемы и задаваемые вопросы. После личного приёма служащий должен подготовить письменный ответ и направить его гражданину. Звучит хорошо, но что на практике?
По факту, никто и никогда карточку клиента не заводит, это означает что обращение не было и письменного ответа гражданин не получит. «А как же закон?»  - спросите Вы. Закон указывает на то, что, в случае если есть такая возможность, ответ гражданину может быть дан в устном виде.  Есть ещё одно положение, согласно которому, если чиновник сочтёт, что вопрос находится за рамками его компетенции, то сообщить об этом гражданину он может в устной форме.  В результате, при обжаловании таких действий, у клиента отсутствуют документы,  подтверждающие нарушение его прав, а, соответственно, административное исковое заявление в суд принято не будет.  В связи с этим, при юридической консультации мы рекомендуем обращаться в государственные органы исключительно в письменном виде.
__________________
 
Чиновники не несут ответственность за свои слова, ответ от них должен быть в письменном виде.
__________________

 

3.2.  Письменное обращение в государственные органы.
 
Подать заявление или жалобу в государственную структуру является юридически и практически правильным шагом для решения вопроса. Направленный по почте письменный документ избавит вас от стояния в очереди и оградит от субъективного отношения со стороны чиновника. Самым главном плюсом письменного обращения является возложение на государственную структуру обязанности дать письменный ответ по существу заданных вопросов. Не смотря на то, что закон позволяет направлять заявления как на бумаге, так и в электронном виде,  надлежащем доказательством обращения является только почтовая квитанция или иной документ, из содержания которого можно установить факт вручения заявления (акт от курьера, расписка в получении, отметка на копии заявления и т.д.).  Даже, если заявление направленно с использованием цифровой подписи, в случае обжалования результата, суды не дают оценку таким заявлениям, так как в цифровой подписи  они видят только набор символов, а не подпись человека.
__________________
 
В век цифровых технологий предпочтительным видом письменного обращения остаётся жалоба на бумаге.
__________________
 
 

4.  Юридическая консультация про образец жлобы и образец заявления.

 
Защита прав и законных интересов в административном порядке происходит путём направления жалобы или заявления. В попытках самостоятельно защитить свои права люди пытаются найти шаблон или образец. Письменное обращение по стандартной форме допускается только в случаях, прямо описанных в законодательстве. Обращение по шаблону может происходить при обращении за заменой или за выдачей паспорта или при регистрации машины. Использовать образец заявления можно при запрашивании сведений из единого государственного реестра недвижимости или единого реестра юридических лиц. Использовать шаблон заявления для защиты прав является большой ошибкой и, в большинстве случаев, не приведёт к желаемому результату. Почему? Ответим!
Есть ряд около законных факторов, влияющих на рассмотрение претензии или жалобы, про которые нельзя забывать.
Во-первых, чиновники и госслужащие, в своём подавляющем большинстве, не имеют юридического образования и не смогут дать оценку фактам и обстоятельствам, указанных вами в заявлении или жалобе, составленным по образцу или шаблону.
Во-вторых, госаппарат работает по административным регламентам, которые предусматривают стандартные ответы на стандартные вопросы.  В случаях, когда по оценке чиновника, вопрос оказывается нестандартным, ответ на него, в лучшем случае, будет «подогнан» под стандартную процедуру, в худшем, ответ будет составлен по принципу «всё правильно, но ничего конкретного» или будет содержать примерный текст, по типу «что бы ваши права не нарушали – все должны соблюдать закон».
В связи с этим, если не хотите получить стандартную отписку, не нужно использовать образец жалобы или образец заявления. Далее мы расскажем как написать заявление или жалобу.
__________________
 
Обратившись по шаблону будьте готовы получить шаблонный ответ.
__________________
 
 

5. Как написать заявление или жалобу.
 
В Законе «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» имеются требования к содержанию жалобы или заявления.  
 

5.1. Название государственного органа
 
Письменное обращение должно содержать наименование государственного органа, куда направляется письменное обращение. В связи с постоянными административными реформами наименование органов и территориальная принадлежность периодическим меняется и правильно определить подведомственность обращения может только юрист. Неправильное указание наименования государственного органа приведёт к тому, что заявление не будет рассмотрено. Определить точного адресата жалобы поможет юридическая консультация.
 

5.2. Данные заявителя
 
Заявление должно содержать данные заявителя. При этом, под данными понимается не только фамилия, имя и отчество, но и адрес и контактный телефон. Перед тем как написать заявление нужно определить адрес, по которому вы получите ответ на него. В ситуациях, когда гражданин проживает не по мету регистрации, в  заявлении нужно указывать адрес фактического проживания. Когда гражданин не указывает своё имя, заявление признаётся обезличенным и не подлежит рассмотрению. Жалоба также не будет рассмотрена в случае, если в ней отсутствуют контакты заявителя.
 

5.3. Описание проблемы
 
Когда гражданин желает самостоятельно написать жалобу, перед ним встаёт вопрос о том, как правильно описать проблему. Существует несколько правил, придерживаясь которых можно добиться логичного и стройного изложения. Текст описания проблемы состоит из трёх частей. В первую очередь излагаются обстоятельства, которые предшествовали проблеме. Во вторую очередь, необходимо написать о самой проблеме и в чём она выражается. В-третьих, нужно обосновать почему описанная ситуация является проблемой и чем она нарушает ваши права. Изложение необходимо делать деловым языком и придерживаясь хронологической последовательности.  Написать жалобу можно и в свободной форме, но для достижения поставленной цели текст необходимо дополнить юридическим анализом проблемы и ссылками на закон, защищающий нарушенные права.
 

5.4. Формулирование вопросов и требований
 
Вышеупомянутый закон содержит формулировку, в которой указано, что сотрудник государственного органа даёт ответ по существу заданных вопросов. Это означает,  что написать заявление нужно в таком виде, который позволит чиновнику определить чётко сформулированный перечень вопросов и требований. Заявление или жалобы должны заканчиваться пронумерованным перечнем вопросов или требований, сформулированных в соответствии с юридической терминологией. Неправильно сформулированные требования приведут к неверному развитию ситуации и не решат проблему. Юридическая консультация поможет сформулировать законодательное обоснование ваших требований и окажет юридическую помощь по формулированию требований и вопросов.
 

5.5. Ошибки при написании заявлений и жалоб.
 
Существуют несколько ошибок, из-за которых письменное обращение не будет рассмотрено. Часть из них мы упомянули ранее, это не указать в заявлении фамилию, имя и отчество или адрес. Закон предусматривает ещё два основания не отвечать на заявления граждан. К таким основаниям относится оскорбления и нечитаемый текст.  В связи с этим, нельзя в подаваемом документе использовать личностные оценки, так как любая, даже самая безобидная субъективная оценка, может быть расценена сотрудником госоргана как оскорбление и предоставит ему право не отвечать на вашу жалобу.  
 
Если вы хотите написать заявление в рукописном виде, то будьте готовы к тому, что отвечать на ваше заявление не станут по причине того, что не смогли разобрать ваш подчерк. Обращение должно быть составлено печатными буквами или в напечатанном виде.
 

6. Юридическая консультация о сроках рассмотрения заявлений и жалоб
 
После того, как заявление подано, государственный орган должен ответить на него в течении тридцати дней. При этом, срок начинает исчисляться не с момента направления заявления или жалобы, а с момента регистрации письменного обращения.  Закон предусматривает право государственного органа продлить указанный срок ещё на тридцать дней, но только при условии, что о продлении будет уведомлён заявитель.  В случаях, если гражданин получил по почте ответ на заявление по истечению тридцатидневного срока, но чиновник направил его в установленный срок, то это не является нарушением закона.

 
Подводя итог, рекомендуем решать проблему в административном порядке на равных с государством условиях и на одном юридическом языке. Юридическая консультация поможет вам не только подготовить правильное письменное обращение, но и предоставит знания для правомерного и адекватного реагирования на стрессовые ситуации, порождённые проблемой. Доверьте решение своего вопроса профессионалам!
Яндекс.Метрика
Назад к содержимому | Назад к главному меню