Центр правовой помощи "СТОЛИЦА"
Перейти к контенту

Главное меню:

Информация по отраслям права > Помощь автомобилистам
 

Выезд на встречную полосу как избежать лишения прав

 
1.   Что такое сплошная линия и что такое встречная полоса.
1.1.  Движение по встречке при обгоне на дорогах с двумя полосами.
1.2.  Выезд на встречную полосу при обгоне на дороге с четырьмя и более полосами.
1.3.  Обгон на перекрёстке.
1.4.  Обгон на пешеходном переходе.
1.5.  Иные нарушения при обгоне
1.6.  Движение против транспортного потока.
2. Выезд на встречку при завершении манёвра
3. Как не попасть на полосу встречного движения.

1. Что такое сплошная линия и что такое встречная полоса.
Выезд на встречкуУправление автомобилем неразрывно связано с практическим применением правил дорожного движения. Одним из основных навыков, позволяющим безопасно управлять транспортным средством, является умение прогнозировать дорожную обстановку и умение предвидеть последствия того или иного манёвра. Самые опасные маневры связаны с выездом на полосу, предназначенную для встречного движения, так как появляется риск лобового столкновения. Выполнение такого маневра, в нарушение правил дорожного движения, может привести к травмам или к гибели водителя или пассажиров. Руководствуясь этим, законодатели и суды с особой серьёзностью и безапелляционностью подошли к вопросу административной ответственности за выезд на встречку.
Санкция за совершение такого правонарушения составляет от штрафа в одну тысячу рублей до лишения прав на один год. Давайте разберёмся от чего зависит наказание.
Для начала нужно разобраться, что считается выездом на полосу встречного движения.
Законодательство России построено по принципу «разрешено всё, что не запрещено законом», поэтому, не каждое движение по встречной полосе является административным правонарушением. Привлечь к ответственности водителя можно только в той ситуации, когда выезд на полосу встречного движения был произведён в нарушение дорожных знаков, дорожной разметки или когда запрет предусмотрен правилами дорожного движения.

1.1.  Движение по встречке   при обгоне на дорогах с двумя полосами.
обгон двойная сплошнаяПри совершении обгона на дороге с двумя полосами, одна из которых предназначена для встречного транспорта, водителя привлекут к ответственности только в ситуации, когда совершение такого обгона запрещено знаком 3.20 «Обгон запрещён» или дорожной разметкой 1.1. (одинарная сплошная линия). При этом знак и разметка не дублируют друг друга и водителя привлекут к ответственности в ситуациях, когда есть только знак или только разметка.
Особо обратим внимание на то, что нарушением является факт нахождения автомобиля на полосе встречного движения. Это означает, что для сотрудников ДПС и для суда не будет иметь значение как произошёл выезд или в каких ситуациях автомобиль оказался на встречке. Ниже мы более подробно разберём что делать, когда выезд на полосу встречного движения произошёл по завершению обгона.

1.2.  Выезд на встречную полосу при обгоне на дороге с четырьмя и более полосами.
Правила дорожного движения категорически запрещают выезжать на полосу встречного движения в ситуации, когда дорога имеет четыре полосы, по две полосы для движения в каждом направлении. Почти всегда транспортные потоки разделены двойной сплошной линией.
Внимание! Наезд на двойную сплошную линию одним или двумя колёсами  приравнивается к полноценному выезду автомобиля на встречную полосу.

1.3.  Обгон на перекрёстке.
встречка перекрёстокНельзя совершать обгон на перекрёстке равнозначных дорог или при движении на перекрёстке по второстепенной дороге.  При движении по главной дороге наличие перекрёстка со второстепенной дорогой не запрещает совершать обгон, но только в случаях, когда отсутствует запрещающая разметка или знак 3.20 «Обгон запрещён». Возникают ситуации, когда на перекрёстке появляется разметка 1.1., запрещающая обгон, при этом, ширина такой линии не на много больше ширины примыкающей дороги. В результате, водитель проезжает этот участок за интервал в полторы секунды и не может предотвратить нарушение правил дорожного движения.
Мы рекомендуем не совершать обгон вблизи перекрёстков, так как не стоит забывать, что почти половина всех аварий происходит на пересечениях дорог. Даже если вы уверены в правомерности своего маневра, вы никогда не сможете со стопроцентной уверенностью предугадать поведение других участников дорожного движения.

1.4.  Обгон на пешеходном переходе.
Пешеходный переход является зоной, в которой участниками движения, помимо водителей, становятся и пешеходы. Правила дорожного движения предписывают снижать скорость при приближении к зебре или к зоне установки знака «Пешеходный переход».  Манёвр обгона всегда связан с увеличением скорости, что недопустимо в местах, где пешеходы пересекают проезжую часть. Обгон на пешеходном переходе является  административным правонарушением, за которое предусмотрена ответственность по пункту 4 статьи 12.15 Кодекса РФ «Об административных правонарушениях» (КоАП РФ).

1.5.  Иные нарушения при обгоне.
встречка мост обгонПривлечь к административной ответственности за выезд на встречную полосу могут при нарушении правил обгона, а именно, если обгон совершён на участке, где такой маневр запрещён правилами дорожного движения. В частности, к таким местам относятся мосты, туннели, эстакады, участки дороги с ограниченной видимостью и так далее.  В ситуациях, когда обгон совершён в нарушение указанных правил, действия водителя будут квалифицироваться как выезд на встречную полосу и он будет привлечён к ответственности по ч. 4 ст. 12.15 КоАП РФ.

1.6.  Движение против транспортного потока.
Попасть в ситуацию, когда ваш манёвр будет расценен как выезд на полосу встречного движения можно не только при нарушении правил обгона, но и в любой другой ситуации, когда водитель совершает движение против транспортного потока. К таким ситуациям относится движение против транспортного потока на участке с круговым движением, на дорогое с односторонним движением, движение по встречным рельсовым трамвайным путям и так далее.

2.  Выезд на встречку при завершении манёвра
Наиболее спорной ситуацией является привлечение к ответственности водителя, который совершил выезд на встречку при завершении манёвра обгона. Не редки случаи, в которых водители оказываются на полосе встречного движение не умышлено, а в результате совершения обгона на большой скорости.
Когда водитель совершил обгон после начала действия знака «Обгон запрещён» - факт совершения им правонарушения в большинстве случаев является бесспорным. Но, что делать, когда начало обгона имело место на участке, на котором это манёвр был разрешён, а завершение обгона произошло через пересечение линии, разделяющей транспортные потоки встречного направления?
Нужно понимать, что для сотрудника полиции и для суда факт административного правонарушения будет являться свершившимся. Верховный суд РФ чётко указал, что любое движение по встречной полосе «образует объективную сторону административного правонарушения». Но, привлечь водителя к ответственности  можно только в случае, когда имеют место все части состава административного правонарушения, а именно, помимо объективной стороны, должны  быть ещё объект, субъект и субъективная сторона.
Доказать отсутствие объекта или субъекта – бесполезно, так как объект - это государственный интерес в области безопасности дорожного движения, а субъект – это лицо управляющее транспортным средством. Избежать ответственности можно только в случае, когда получится доказать отсутствие субъективной стороны, а именно отсутствие прямого умысла или грубой неосторожности.  Описать в рамках статьи как избежать ответственности невозможно, так как вопрос касается нескольких отраслей права и требует специальной юридической подготовки, которой обладают наши специалисты. Мы рекомендуем выстраивать защиту при участии наших юристов. Звоните.

3.  Как не попасть на полосу встречного движения.
обгон встречкаПредусмотреть все ситуации, когда ваш автомобиль может оказаться на встречке, невозможно. Но есть несколько правил, которые позволят минимизировать количество таких ситуаций.
Во-первых, внимательно смотрите не только на знаки и разметку, но и анализируйте дорожную ситуацию. Например, в конце подъёма или перед закрытым поворотом обязательно будет стоять знак «Обгон запрещён» или будет нанесена разметка 1.1.
Во-вторых, при маневре учитывайте, что скорость автомобиля влияет на количество времени для предотвращения выезда на встречку. При начале разметке, предупреждающей о приближении к сплошной линии разметки, при скорости в 70 км/ч у водителя есть не более 3 секунд для того, что бы вернуться на свою полосу. В ситуациях при обгоне длинномерных грузовиков  - это не реально.
В третьих, если всё-таки вы в попали в ситуацию, при которой не успеваете закончить обгон без выезда на встречную полосу,  сбавьте скорость, пропустите автомобиль, который хотели обогнать и вернитесь на свою полосу. В этой ситуации гораздо больше шансов признать то, что вы действовали в крайней необходимости.  Если же вы закончите обгон и пересекёте сплошную линию или попадёте под знак «Обгон запрещён», то ваши действия будут расценены как грубая неосторожность и избежать ответственности будет проблематично.
Яндекс.Метрика
Назад к содержимому | Назад к главному меню